АВТОМОБИЛИ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

К началу Великой Отечественной войны в Красной армии базовыми моделями грузовых автомобилей были ГАЗ-АА, ЗИС-5 и ЯГ-6, а легковых – сначала ГАЗ-М и ЗИС 101, а затем ГАЗ-61, ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б. Обеспечивая основную долю всех перевозок на фронте и в тылу, они стали основой для создания многих моделей боевых машин – бронеавтомобилей, «катюш», штабных, связных, санитарных и других транспортных средств.
АВТОМОБИЛИ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Боевые действия требовали подвоза колоссальных объёмов техники, боеприпасов, снаряжения, продовольствия и своевременной эвакуации раненых. Маневренный характер войны и перемещение фронтов, за которыми не успевало восстановление железных дорог, обуславливали необходимость перевозки всей массы грузов к фронту от станции снабжения на железных дорогах, иногда расположенных на больших расстояниях от линии фронта, автомобилями. Перевозки осложнялись тем, что на значительной территории страны отсутствовали дороги с твёрдым покрытием. Все перевозки приходилось выполнять по грунтовым дорогам, что было возможно лишь при непрерывном ремонте и усиленном содержании дорог.

Великая Отечественная война явилась самым тяжёлым испытанием для военных водителей. Не было ни одного боя, ни одного сражения, которые бы проходили без их участия. Одни из них водили тяжёлые артиллерийские тягачи, другие – грузовые автомобили с зенитными и полевыми орудиями на крюку, третьи управляли автомобилями с реактивными артиллерийскими системами, четвёртые переводили личный состав, боеприпасы, продовольствии. И какую бы работу ни выполняли армейские водители, они не щадили своей жизни ради победы.

В сентябре 1941 года гитлеровские войска перерезали все наземные коммуникации Ленинграда и вышли на южный берег Ладожского озера. Город оказался в кольце блокады. Военным советом Ленинградского фронта было принято решение о создании военно-автомобильной дороги по льду Ладожского озера как единственно реальной возможности связи с остальной территорией нашей страны.

Эксплуатировать дорогу начали 22 ноября 1941 года, когда по ещё слабому льду с восточного на западный берег были направлены первые колонны гужевого санного транспорта и одиночные полуторатонные автомобили. Позднее, когда лёд окреп, по трассе пропускали все виды боевых и транспортных машин.

Дорога жизни протяжённостью около 35 км имела шесть полос для движения. Через каждые 10-12 дней движение автомобилей переключалось на свежие ледовые полосы, ибо лёд уставал, трескался. Особенно трудные условия создавались с наступлением весенних дней, когда вода выступала на лёд, и в моменты интенсивных бомбёжек.

Всего за зиму 1941/1942 года, несмотря на систематический обстрел и удары авиации противника, по Дороге жизни в Ленинград и обратно проследовало более 300 тыс. автомобилей, 19 тыс. подвод, 500 тракторов и танков.. Дорога стала жизненной артерией и для Ленинградского фронта. Из осаждённого Ленинграда на Большую землю было эвакуировано свыше 550 тыс. детей, женщин, раненых и больных.

В любую погоду, днём и ночью, в самые лютые морозы и метели, в оттепель несли свою вахту регулировщики – отважные девушки. Благодаря им и всем службам обеспечения движения, несмотря ни на какие трудности, Дорога жизни функционировала в максимальном режиме, спасая жизни тысячам людей. Водители не жалели сил и каждый раз шли на риск, ведь каждый рейс мог оказаться для них последним. Бывали случаи, когда автомобили на полной скорости уходили под лёд вместе с водителями и грузом. Люди не щадили себя ради спасения других, ради победы над врагом.

В период боёв за Сталинград дорожное обеспечение затруднялось большой дальностью автомобильных перевозок, плохими грунтовыми дорогами и осенней распутицей. При обороне Сталинграда и подготовке контрнаступления наших войск за реку было эвакуировано почти 2 млн. человек, 1,5 млн. скота, 5 тыс. тракторов и комбайнов. Для переправки раненых было использовано 9 тысяч автомобилей. На правый берег реки только за 20 дней 1942 года было переправлено более 160 тыс. солдат, 630 танков и самоходных установок, 950 артиллерийских орудий и 14 тыс. автомобилей.

В период зимнего наступления 1942-1943 годов наши войска продвинулись на запад на ряде направлений на 600-700 км. Пути подвоза по военно-автомобильным дорогам в марте 1943 года растянулись на 550-700 км, так как восстановление железных дорог сильно отставало от движения фронта.

Немалая часть автомобилей была потеряна в самые первые месяцы войны. За 1942 год автомобильная промышленность смогла дать только 32 300 машин. Десятки тысяч грузовиков, автобусов, тягачей, легковых машин поступили в армию в качестве трофеев.

Выпуск автомобилей в стране в ходе войны значительно сократился из-за переключения части автомобильных заводов и цехов на выпуск боевой техники. Но, несмотря на все трудности, за годы войны действующая армия получила 154,4 тыс. новых отечественных автомобилей.

Большое количество автомобилей было получено за счёт поставок по ленд-лизу преимущественно в завершающий период войны. Часть автомобилей, поставляемых по ленд-лизу в разобранном виде, собирались на заводах в Москве, Горьком, Коломне и других городах.

Для ремонта автомобилей во фронтовых условиях было сформировано 10 авторемонтных поездов. Один такой поезд мог за день капитально отремонтировать 5 автомобилей.

Автопарк действующей армии в 1944 году был доведён до 600 тыс. автомобилей. На фронтах к этому времени имелось 35 автомобильных полков, 173 отдельных автомобильных батальона и 31 отдельная автомобильная рота. В полевых условиях ремонтники всех звеньев реставрировали старые и изготавливали новые детали для машин, а также изыскивали их в районах боевых действий. Были организованы подвижные авторемонтные базы, сформированы отдельные ремонтно-восстановительные батальоны.

Всего за годы войны автотранспортом были перевезены сотни соединений и частей, около 3,5 млн. человек, 145 млн. тонн грузов, эвакуировано несколько миллионов раненых и больных, а также значительное количество повреждённой техники, вооружения, различного военного имущества.

По материалам публицистического издания «Транспорт в годы Великой Отечественной войны.

Исторические хроники» Издательство «Пан пресс»

237
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!