КАК МЕНЯЛОСЬ НАКАЗАНИЕ ЗА УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ В НЕТРЕЗВОМ СОСТОЯНИИ

10 сентября 1897 года впервые в истории автомобильного вождения водитель был наказан за управление автомобилем в пьяном виде. Как тогда сообщала газета «The Morning Post», лондонский таксист Джордж Смит не справился с управлением и врезался в дом. Сам водитель признался, что перед аварией выпил "две или три кружки пива". За это он был оштрафован на 20 шиллингов.
КАК МЕНЯЛОСЬ НАКАЗАНИЕ ЗА УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ В НЕТРЕЗВОМ СОСТОЯНИИ

В СССР до середины 1950-х гг. водителей, совершивших аварию в состоянии алкогольного опьянения, наказывали на общих основаниях с трезвыми водителями.

24 мая 1956 года Совет министров РСФСР принял постановление «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте», в котором впервые была введена административная ответственность за управление в нетрезвом состоянии автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом, которая заключалась в виде лишения водительского удостоверения на один год.

19 июня 1968 года президиум Верховного Совета РСФСР двумя указами ужесточил наказание за вождение нетрезвом виде. В случае повторного нарушения, совершенного в течение года, водитель наказывался лишением свободы на срок до одного года, исправительными работами или штрафом. Если в течение трех лет после возвращения водительского удостоверения было совершено повторное нарушение, водитель снова лишался прав – уже на срок до трех лет.

20 июня 1984 года Верховный Совет РСФСР ввел в действие Кодекс РСФСР об административных нарушениях, в котором разрешалось наказывать за пьяное вождение (или передачу управления пьяному водителю) не только лишением прав, но и штрафом в размере от 30 до 100 рублей. За повторное нарушение после возврата прав сохранялось прежнее наказание.

В 1992 году эта статья УК РСФСР была отменена. Конкретные денежные штрафы были заменены в КоАП РСФСР на эквиваленты в виде минимального размера оплаты труда (МРОТ). За вождение в состоянии алкогольного опьянения было положено лишение прав на один год или штраф в размере от одного до двух МРОТ. За повторное нарушение в течение года следовало лишение прав сроком от 1 года до 3 лет или штраф от двух до четырех МРОТ. Федеральным законом от 3 апреля 1997 г. штрафы были увеличены до 8-12 и 10-15 МРОТ за первое и повторное нарушение соответственно.

1 января 2002 года вступил в силу КоАП РФ, в котором не было предусмотрено отдельного наказания за повторное нарушение. За пьяное вождение полагался штраф в размере от 10 до 20 МРОТ или лишение прав на срок в 1 год.

28 июля 2004 года президентом РФ был подписал закон, отменяющий штрафы как альтернативу лишению прав, при этом срок лишения был установлен в 1,5-2 года.

24 июля 2007 года было возвращено наказание за повторные нарушения: лишение прав на срок до 3 лет, административный арест на срок до 15 суток или штраф в размере до 5 тыс. рублей для лиц, которые не могут быть подвергнуты административному аресту.

13 февраля 2009 года президент Дмитрий Медведев подписал закон, вводивший уголовную ответственность за пьяное вождение в случае, если оно повлекло за собой смерть или причинение тяжкого вреда здоровью человека. Оно предусматривало наказания на срок до 9 лет, в зависимости от тяжести совершенного преступления, и лишение прав на срок до 3 лет.

В 2011 году в качестве альтернативы тюремному заключению суд получил право назначать нарушителю меру пресечения в виде принудительных работ.

23 июля 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, еще более ужесточающий эту норму КоАП: к лишению прав был добавлен штраф в размере 30 тыс. рублей.

При этом вплоть до 2009 года за ДТП, приведшее к смерти или тяжкому вреду здоровья человека, виновные в них пьяные водители несли наказание, как правило, по статье «причинение смерти по неосторожности».

31 декабря 2014 года Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения».

Согласно поправкам, с 1 июля 2015 года водители, которые были повторно пойманы за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, стали подлежать уголовной ответственности, и могут быть наказаны штрафом в размере от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или лишением свободы на срок до 2 лет с лишением прав до 3 лет. Ужесточены были наказания для водителей, которые в нетрезвом виде совершили ДТП, приведшее к гибели одного человека: стало нельзя приговаривать их к тюремному сроку меньше 2 лет.

Отдельно регулировалось само определение состояния алкогольного опьянения. 7 июня 1974 года СССР ратифицировал Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года, в которой было отмечено, что страны могут самостоятельно устанавливать максимальное содержание алкоголя в крови у водителей, но не более 0,8 промилле.

Эти нормы в СССР несколько раз менялись. Так, в 1988 году Минздрав СССР издал указ, согласно которому допустимая норма содержания алкоголя в крови составила 0,2 промилле. 14 июля 2003 года министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко подписал приказ, повысив предельно допустимую норму содержания алкоголя в крови у водителей до 0,5 промилле.

Вступивший в силу 1 июля 2008 года Кодекс о административных правонарушениях РФ снизил этот предел до 0,3 промилле. 23 июля 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о «нулевом промилле», отменившим норму допустимого содержания алкоголя в крови. 23 июля 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон об изменениях в КоАП, вновь вводящий предельно допустимую концентрацию алкоголя в размере 0,16 промилле.

366
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!